Жидковой Н.Ю., аккредитованной распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, проведена антикоррупционная экспертиза проекта приказа Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством спорта Российской Федерации, о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов» (далее – проект Порядка).
В результате изучения проекта Порядка экспертом выявлены следующие коррупциогенные факторы:
1) Издание нормативных предписаний в отсутствие соответствующей компетенции.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» действие правового акта по кругу лиц должно распространяться только на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством спорта Российской Федерации, для которых работодателем (нанимателем) является Министр спорта Российской Федерации.
Вместе с тем проект Порядка повсеместно содержит указания на процедурные вопросы подачи и рассмотрения уведомлений работников организаций, для которых функции представителя нанимателя (работодателя) выполняет руководитель организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед Министерством спорта Российской Федерации.
В то время как определение порядка направления и рассмотрения таких уведомлений работниками, отнесено к исключительной компетенции руководителя организации, с которым работник состоит в трудовых правоотношениях, и не может быть определен Министром спорта Российской Федерации, не являющимся для таких работников представителем нанимателя (работодателем).
Издание нормативных предписаний в отсутствие соответствующей компетенции является коррупциогенным фактором, определенным пунктом «д» части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96) (далее – Методика), ввиду нарушения компетенции государственных органов или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
2) Наличие нормативной коллизии.
Пунктами 10 – 11 проекта Порядка установлено, что руководитель уполномоченного структурного подразделения Минспорта России или руководитель ответственного структурного подразделения (должностное лицо) организации не позднее трех рабочих дней, следующих за днем регистрации уведомления, обеспечивают направление уведомления Министру (руководителю организации).
В свою очередь, Министр (руководитель организации) по результатам рассмотрения уведомления принимает одно из следующих решений:
а) признать, что при исполнении трудовых обязанностей работником, представившим уведомление, конфликт интересов отсутствует;
б) признать, что при исполнении трудовых обязанностей работником, представившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;
в) признать, что работником не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов;
г) направить уведомление на рассмотрение в Комиссию Министерства спорта Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством спорта Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов.
Вместе с тем, направление уведомления работника организации непосредственно Министру спорта Российской Федерации (руководителю организации) и принятие Министром решений по результатам рассмотрения уведомления, минуя процедуру подготовки отделом государственной службы, кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента управления делами и контроля Министерства спорта, мотивированного заключения по результатам рассмотрения уведомления, а также процедуру рассмотрения такого заключения на заседании Комиссии, в порядке, установленном Положением о комиссии Министерства спорта Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством спорта Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Приказом Министерства спорта России от 17.09.2015 № 889, не основано на законе.
Указанное правовое регулирование порождает нормативные коллизии – противоречия между отдельными нормативными правовыми актами, создающие для государственных органов или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Выявленный недостаток нормотворчества является коррупциогенным фактором, выраженным в соответствии с подпунктом «и» пункта 4 Методики в нормативной коллизии.
В заключении, направленном экспертом в адрес разработчика проекта нормативного правового акта, предложены механизмы исключения коррупциогенных факторов из указанного проекта Порядка.