Экспертом Тимуром Тухватуллиным проведена независимая антикоррупционная экспертиза проекта приказа Минвостокразвития России

59

Тухватуллиным Т.А. проведена антикоррупционная экспертиза проекта приказа Минвостокразвития России «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Минвостокразвития России о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений» (далее – Порядок).

Порядок разработан в силу требования Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), предусматривающего, что представитель нанимателя (работодатель) должен определить порядок его уведомления о фактах склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, а также перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.

По результатам разработчику направлены следующие предложения, направленные на исключение выявленных коррупциогенных факторов.

1. Пунктом 8 проекта Порядка определено, что при уведомлении органов прокуратуры или других государственных органов о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения гражданский служащий одновременно сообщает об этом с указанием содержания такого уведомления в уполномоченное подразделение Министерства.

Указанное нормативное регулирование не основано на законе, поскольку в силу части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ служащий обязан уведомлять органы прокуратуры или другие государственные органы) обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, при этом закон не возлагает на служащего обязанности сообщать представителю нанимателя (работодателю) о фактах соответствующих уведомлений служащим указанных органов.

Выявленный недостаток является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96) (далее – Методика), ввиду принятия нормативного правового акта за пределами компетенции, и характеризуется установлением для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения.

2. Согласно требованию Федерального закона № 273-ФЗ, представитель нанимателя (работодателя) определяет порядок организации проверки сведений, содержащихся в уведомлениях о фактах склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений.

Вместе с тем, Порядок не содержит механизма такой проверки, кроме получения информации непосредственно от служащего, сообщившего о фактах склонения его к совершению коррупционного правонарушения.

Так, пунктом 15 Порядка установлено, что по окончании проверки уведомление с приложением материалов проверки представляется руководству Министерства для принятия решения о направлении информации ‎в правоохранительные органы, которым в течение 3 рабочих дней принимается решение о направлении уведомления ‎в правоохранительные органы или не направлении.

Таким образом, проект Порядка допускает возможность принятия уполномоченным должностным лицом Министерства решения о не направлении результатов проверки в правоохранительные органы в отсутствие какого бы то ни было иного альтернативного варианта решения по результатам такой проверки.

Приведенное нормативное регулирование содержит коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (подпункт «а» пункта 3 Методики), ввиду отсутствия или неопределенности условий или оснований принятия решения.

В целях единообразного применения части 5 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ Минюстом России разработаны Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений, регламентирующие указанные вопросы.

В целях исключения коррупциогенного фактора разработчику предложено определить механизм проверок в соответствии с Методическими рекомендациями Минюста России.

Заключение рассмотрено в Минвостокразвития России, о чем эксперту сообщено об исключении выявленных коррупциогенных факторов.