Экспертом Александром Русецким проведена независимая антикоррупционная экспертиза проекта приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта

61

Русецким А.Е., аккредитованным в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, проведена антикоррупционная экспертиза проекта приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта «Об утверждении административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта по предоставлению государственной услуги «Аккредитация юридических лиц для проведения проверки в целях принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, в установленной сфере деятельности» (далее – проект административного регламента).

По результатам изучения проекта административного регламента в адрес разработчика направлены следующие предложения.

1. В силу статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) аттестующие организации – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила аккредитации юридических лиц для проведения проверки в целях принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 725 (далее – Правила).

Проектом административного регламента в пункте 18 предусмотрено  представление заявителем документов, подтверждающих наличие наглядных пособий, технических средств и вспомогательного оборудования, позволяющих в том числе осуществлять дистанционную проверку не менее 10 человек одновременно (тестовые тренажеры, видеоаппаратура для дистанционной проверки, технические средства для оценки эмоционального напряжения, а также аудио- и видеофиксации процесса аттестации), необходимых для проведения проверки в целях аттестации.

Указанные выше Правила не содержат положений об обязанности заявителя представить документы, подтверждающие наличие наглядных пособий, технических средств и вспомогательного оборудования. Вместе с тем требование о предоставлении документов, подтверждающих наличие помещений (учебных кабинетов, в которых могут обучаться не менее 10 человек одновременно), оборудованных наглядными пособиями, техническими средствами и вспомогательным оборудованием, позволяющим в том числе осуществлять дистанционную проверку не менее 10 человек одновременно (тестовые тренажеры, видеоаппаратура для дистанционной проверки, технические средства для оценки эмоционального напряжения, а также аудио- и видеофиксации процесса аттестации), необходимых для проведения проверки в целях аттестации и обеспечивающих ограниченный доступ к персональным данным аттестуемых лиц и сведениям о результатах проверки, изложено в подпункте 1 пункта 18 проекта правового акта, что полностью согласуется с нормами подпункта «з» пункта 9 Правил.

В силу пункта 9(3) Правил компетентный орган не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных пунктом 9 Правил.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, предъявление к заявителям требований о предоставлении последними документов, подтверждающих наличие наглядных пособий, технических средств и вспомогательного оборудования, не основано на законе. Указанное нормативное регулирование является избыточным. В свою очередь, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, то есть установление обременительных требований к гражданам и организациям является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96  «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Методика).

В целях устранения коррупциогенного фактора следует исключить из проекта административного регламента самостоятельное требование о предоставлении заявителями документов, подтверждающих наличие наглядных пособий, технических средств и вспомогательного оборудования.

2. Подпунктом 4 пункта 18 проекта административного регламента на заявителя возложена обязанность по представлению сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой книжки.

Вместе с тем в силу подпункта «е» пункта 9 Правил юридическое лицо, претендующее на получение свидетельства об аккредитации, должно представить документы, подтверждающие профессиональную подготовку работников юридического лица, к которым законодателем отнесены копии трудовых книжек или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким образом, право выбора представления того или иного документа из указанных выше предоставлено заявителю, представления двух документов одномоментно закон не требует.

Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, то есть установление обременительных требований к гражданам и организациям является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики.

В целях исключения коррупциогенного фактора надлежит изложить абзац 2 подпункта 4 пункта 18 проекта административного регламента в следующей редакции: «сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, или трудовая книжка;».

3. В силу подпункта 6 пункта 18 проекта правового акта заявитель должен представить сведения, подтверждающие соответствие работников юридического лица требованиям пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 16-ФЗ, а именно – сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Статьей 10 Федерального закона № 16-ФЗ определено, что работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Таким образом, истребование у заявителя сведений о фактах уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также о наличии (отсутствии) судимости за неумышленные преступления противоречит закону.

Наличие завышенных, то есть за пределами законных, требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, то есть установление обременительных требований к гражданам и организациям является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики.

Для исключения указанного коррупциогенного фактора следует исключить требования о необходимости представлять сведения о фактах уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

4. Подпунктом 11 пункта 18 проекта административного регламента предусмотрена обязанность заявителя представить сведения, подтверждающие отсутствие заведомо ложных сведений, сообщенных работником юридического лица о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности (при подаче запроса посредством Единого портала: в электронном виде, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя; в отделении Почты России: копия документа, заверенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в органе власти: копия документа, заверенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Действительно, Правилами (подпункт «е» пункта 9) предусмотрено представление сведений, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, в том числе пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона № 16-ФЗ. В свою очередь, пунктом 6 части 1 статьи 10 данного закона определено, что работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.

Вместе с тем возложение на заявителя обязанности по представлению копии документа в подтверждение указанных выше сведений в отсутствие указания какой именно документ соискатель должен представить является трудновыполнимым в силу неопределенности.

Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, то есть установление трудновыполнимых требований к гражданам и организациям является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики.

Для исключения указанного коррупциогенного фактора следует конкретизировать: какой именно документ заявитель должен представить в подтверждение своего соответствия требованиям пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона № 16-ФЗ.

5. Согласно пункту 19 проекта административного регламента к исчерпывающему перечню документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления Услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, отнесены сведения, подтверждающие соответствие работников юридического лица требованиям пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 16-ФЗ, финансовые и платежные документы, а также ранее выданное свидетельство об аккредитации.

Вместе с тем, согласно пункту 9.1 Правил заявитель вправе самостоятельно представить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Представление же сведений, подтверждающих соответствие работников юридического лица требованиям пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 16-ФЗ, а также представление финансовых и платежных документов и ранее выданного свидетельства (в случае если свидетельство выдавалось) является обязанностью, а не правом заявителя (пункт 9 Правил).

Отнесение к праву, а не к обязанности заявителя представление указанных выше документов, не будет способствовать исполнению требований закона. Предоставление заявителю права свободного выбора способа реализации права (бездействия) в условиях отсутствия их четкой регламентации могут способствовать возможности дискреционного поведения должностных лиц, осуществляющих действия (бездействия) по своему усмотрению.

Указанное нормативное регулирование содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «б» пункта 4 Методики, характеризующийся злоупотреблением правом заявителя государственными органами (их должностными лицами) ввиду отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.

В целях исключения коррупциогенного фактора предложено убрать из пункта 19 проекта административного регламента подпункты 1, 2, 4, переместив их в раздел 18 проекта правового акта.

6. Согласно подпункту «е» пункта 9 Правил юридическое лицо, претендующее на получение свидетельства об аккредитации, представляет в компетентный орган  сведения, подтверждающие соответствие требованиям в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 16-ФЗ.

Указанной нормой закона определено, что работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года.

Анализируемый проект правового акта не содержит требований о предоставлении заявителем указанных сведений, в то время как закон возлагает на заявителей такую обязанность. Вместе с тем подпункт 9 пункта 23 проекта административного регламента в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги предусматривает не обеспеченность  юридического лица работниками, отвечающими требованиям пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 16-ФЗ.

Указанное нормативное регулирование содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «б» пункта 4 Методики, характеризующийся злоупотреблением правом заявителя государственными органами (их должностными лицами) ввиду отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.

В целях исключения коррупциогенного фактора предложено дополнить пункт 18 проекта административного регламента указанием на необходимость предоставления указанных сведений.

7. Согласно пункту 21 проекта административного регламента орган власти отказывает заявителю в приеме документов при наличии следующего основания: представленные документы являются недействительными.

В силу подпункта 18 пункта 23 проекта правового акта орган власти отказывает заявителю в предоставлении услуги при наличии следующих оснований: представленные документы являются недействительными.

Действующее законодательство не содержит понятия «недействительность документов».

Указанное нормативное регулирование содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «в» пункта 4 Методики, выражающийся в юридико-лингвистической неопределенности ввиду употребления неустоявшихся терминов и категорий оценочного характера.

В целях исключения коррупциогенного фактора следует изложить пункт 21 проекта административного регламента в следующей редакции:

«21. Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

наличие в документах подчисток или приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;

представление заявителем документов, исполненных карандашом или имеющих серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать содержание документа.», а подпункт 18 пункта 23 проекта правового акта – исключить.

8. Согласно пункту 13 Правил на основании результатов оценки способности юридического лица проводить проверку в целях аттестации компетентный орган оформляет заключение, на основании которого принимает решение о выдаче юридическому лицу свидетельства об аккредитации либо решение об отказе в его выдаче, и уведомляет юридическое лицо о принятом решении в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения заявления.

Таким образом, законодателем установлен пресекательный срок для принятия уполномоченным органом решения о выдаче юридическому лицу свидетельства об аккредитации либо об отказе в его выдаче и уведомлении о принятом решении заявителя – 30 календарных дней со дня получения заявления.

В нарушение приведенной нормы пунктом 16 проекта административного регламента установлен максимальный срок предоставления услуги – 25 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении услуги и документов, необходимых для предоставления услуги.

Установление большего, нежели предусмотрено законом, срока предоставления государственной услуги не обеспечивает реализации прав заявителей и является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «б» пункта 4 Методики, характеризующийся злоупотреблением правом заявителя государственными органами (их должностными лицами).

Для устранения коррупциогенного фактора предложено срок предоставления государственной услуги определить в точном соответствии с Правилами – 30 календарных дней со дня получения заявления.

Заключение рассмотрено в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, эксперту сообщено об исключении отдельных коррупциогенных факторов, содержащихся в проекте административного регламента.