Эксперты ИЗиСП при правительстве РФ проанализировали практику увольнения чиновников в связи с утратой доверия и составили портрет типичной организации-взяткодателя.
Это небольшое общество с ограниченной ответственностью, созданное в 2013–2019 годах в Центральном или Приволжском федеральном округе, занимающееся строительством либо торговлей и имеющее штат от одного до десяти сотрудников. Исследование ИЗиСП представлено на Евразийском антикоррупционном форуме, который прошел сегодня в Москве, – сообщает издание “Коммерсантъ”.
«Портрет взяткодателя» составлен на основании анализа Единого реестра участников закупок, привлеченных к административной ответственности за коррупцию (ст. 19.28 КоАП), в котором к концу 2022 года имелись данные на 555 нарушителей.
Почти 40% из них имеют статус микропредприятия, еще 16,2% — малого. К среднему бизнесу относятся только 3,4% нарушителей.
Небольшие предприятия с численностью сотрудников до десяти человек не случайно оказались основными взяткодателями, считает завотделом методологии противодействия коррупции ИЗиСП и один из авторов исследования Юрий Трунцевский.
По мнению ученых, это связано в том числе и с отсутствием у таких компаний возможности сосредоточиться на проведении антикоррупционной политики — например, создать специальное подразделение или выделить сотрудника, который следил бы за соблюдением соответствующих требований и правил.
Альтернативой могло бы стать подключение небольших предприятий к антикоррупционному комплаенсу (комплекс мер по обеспечению соответствия деятельности компании требованиям установленного законодательства) крупных предприятий — например в случае, если они являются их подрядчиками,— либо даже создание специальной информационной платформы, которая позволила бы предприятиям загружать туда свой цифровой профиль и отслеживать основные коррупционные риски, отмечает господин Трунцевский.
«Мы предлагаем в случае нарушения не сразу включать предприятие в реестр, который закрывает ему доступ к участию в госзакупках, а, например, сначала просто оштрафовать, но при этом принудительно подключить к антикоррупционному комплаенсу»,— объясняет ученый. По его словам, сейчас нередки ситуации, когда получившие господряд организации не могут его выполнить из-за того, что вдруг оказались привлечены к ответственности за коррупцию.
Подробнее здесь.