Отраслевой подход построения системы противодействия коррупции в организациях

68

Материал Тухватуллина Тимура, ведущего эксперта Научно-учебного центра противодействия коррупции Института права и национальной безопасности Президентской академии опубликован в Сборнике материалов семинар-совещания.

Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции. Данная обязанность распространяется на все без исключения организации вне зависимости от их организационно-правовых форм, размера уставного капитала и отраслевой принадлежности.
Предусмотренная законом обязанность реализуется посредством построения системы антикоррупционных мер, направленных на снижение вероятности совершения работниками организации коррупционных правонарушений и, как следствие, направленных на снижение вероятности причинения организации в этой связи убытков имущественных и репутационных.
Исходя из правового смысла названной нормы закона организации сами определяют для себя необходимый и достаточный комплекс антикоррупционных мер с учетом оценки имеющихся коррупционных рисков.


Одним из комплексных решений в сфере антикоррупционного комплаенса является реализация антикоррупционных мероприятий в рамках отраслевого регулирования. При этом следует отметить, что данный процесс реализуется не просто масштабированием системы внутрикорпоративного комплаенса с отдельного взятого хозяйствующего субъекта на их группу по отраслевому или иному смежному признаку, а путем формирования глобальных ассоциативных отраслевых и межотраслевых надстроек с разработкой и внедрением соответствующих регуляторных механизмов.


Удачным примером отраслевого подхода к комплексному регулированию вопросов противодействия коррупции в организациях является успешно внедренная в АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания» (далее – АНО «МДТО») и в настоящее время масштабируемая на все организации, подведомственные Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее – Департамент транспорта), Отраслевая программа Московского транспорта.
Важно отметить, что транспортный комплекс Москвы объединяет восемь организаций с более чем 100 тысячами работников, в том числе ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосгортранс», ГКУ «Организатор перевозок», ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства», АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», Центр организации дорожного движения, НИИ «МосТрансПроект».


Столь внушительный масштаб различных по своему функционалу организаций (перевозки всеми видами транспорта от самоката до теплохода, организация дорожного движения, парковок, причалов, проектирование дорожно-транспортной инфраструктуры) требует стандартизации применяемых в них подходов к осуществлению деятельности по противодействию коррупции. Решить эту задачу призвана Отраслевая программа развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского транспорта.
Данная программа является основополагающим документом, являющаяся своего рода «дорожной картой» при построении системы противодействия коррупции в организациях Московского транспорта. Отраслевая программа разработана в соответствии с требованиями российского законодательства, рекомендациями Минтруда России и отражает передовые антикоррупционные практики организаций.

Программа включает в себя одиннадцать направлений, представляющих собой комплекс правовых и организационных инструментов, которые применяются в триедином цикле «предупреждение – выявление – реагирование».
К ним относятся:

  1. Лидерство руководства – базовый элемент любой комплаенс-системы, поскольку без первичной заинтересованности руководителя в реализации антикоррупционной политики никакие эффективные мероприятия по противодействию этому явлению не могут быть реализованы.
    Данному аспекту должно уделяться первостепенное внимание – руководством активно должен реализовываться так называемый «тон сверху». В частности, в целях формирования в рабочем коллективе культуры нетерпимости к любым проявлениям коррупции на официальных сайтах организаций Московского транспорта, в частности, на сайте АНО «МДТО», размещено обращение генерального директора о следовании принципу абсолютного неприятия коррупции, общепризнанным нормам и стандартам высокой этической культуры, а также ожидании соблюдения принятых антикоррупционных стандартов не только от работников организации, но и от иных лиц в рамках взаимодействия с организацией.
    Каждому вновь принятому работнику направляется приветственное письмо генерального директора с основными сведениями о внедренной Отраслевой программе и принципах антикоррупционной политики, которых придерживается организация.
  2. Организация функции по антикоррупционному комплаенсу и деловой этике. В зависимости от объема и сложности деятельности в структуре организации создается подразделение или назначается должностное лицо, ответственное за внедрение Отраслевой программы. Основные принципы – независимость, самостоятельность, достаточность обеспечения ресурсами и автономность.
    В АНО «МДТО», к примеру, предусмотрена должность заместителя генерального директора по комплаенсу, в непосредственном подчинении которого находится Управление комплаенса – самостоятельное структурное подразделение, независимое от других подразделений. Данное Управление обеспечивает внедрение и поддержание на уровне, соответствующем требованиям законодательства в сфере противодействия коррупции, эффективной системы деловой этики и антикоррупционного комплаенса, проведение внутренних проверок по фактам нарушений в сфере противодействия коррупции и исполнение иных поручений руководства по вопросам деловой этики и антикоррупционного комплаенса.
    К функциям Управления комплаенса, в том числе, относятся:
    разработка локальных нормативных актов, методических материалов, политик и процедур в целях минимизации коррупционных рисков, ситуаций конфликта интересов, неэтичного ведения деятельности в организации;
    проведение периодической оценки коррупционных рисков;
    организация работы горячей линии по вопросам антикоррупционного комплаенса;
    мониторинг эффективности функционирования системы менеджмента противодействия коррупции;
    участие в проведении комплексных проверок деловых партнеров в части выявления и оценки уровня коррупционных рисков;
    осуществление антикоррупционного контроля закупочной деятельности;
    организация работы по выявлению, предупреждению и урегулированию конфликта интереса, обеспечение функционирования Комиссии по этике и профилактике коррупции;
    реализация проектов по правовому просвещению, повышению квалификации работников;
    мониторинг законодательства в сфере противодействия коррупции.
  3. Система обязательных локальных нормативных актов, устанавливающих неукоснительные правила в критически важных областях. В целях обеспечения единообразия и упрощения процедуры внедрения Отраслевой программы Департаментом транспорта утверждено Положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антикоррупционного законодательства и типовые формы основополагающих локальных актов – антикоррупционной политики и кодекса этики и делового поведения.
    В целях обеспечения надлежащего и полноценного процесса внедрения Отраслевой программы непосредственно организациях Московского транспорта разработан и принят комплекс локальных нормативных актов:
    1) Антикоррупционная политика;
    2) Кодекс этики и делового поведения;
    3) Положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
    4) Положение о комиссии по этике и профилактике коррупции;
    5) Положение о внутренних проверках;
    6) Положение о подарках и знаках делового гостеприимства;
    7) Положение о взаимодействии с публичными должностными лицами и должностными лицами правоохранительных и контрольно-надзорных органов в сфере профилактики и противодействия коррупции;
    8) Кодекс поведения делового партнера;
    9) Положение о комплексной проверке деловых партнеров;
    10) Регламент работы горячей линии по вопросам противодействия коррупции;
    11) Порядок защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях от формальных и неформальных санкций.
    12) Положение об оценке коррупционных рисков и другие.
    Следует отметить, что в целом к системе деловой этики и антикоррупционного комплаенса можно отнести порядка двух десятков локальных нормативных актов.
  4. Периодическая оценка рисков проводится в целях выявления высокорискованных бизнес-процессов, способных спровоцировать коррупционные правонарушения, для их минимизации и защиты законных интересов организации.
    В организациях Московского транспорта работа в данном направлении ведется на постоянной основе. К примеру, в АНО «МДТО» Положением об оценке коррупционных рисков предусмотрены определение перечня должностей, направлений и видов деятельности, наиболее подверженных коррупционному воздействию, оценка выявленных рисков с составлением соответствующей карты рисков, плана мероприятий по снижению, а также мониторинговых и контрольных процедур. В рамках реализации мероприятий по минимизации коррупционных рисков, в целях предупреждения внешних и внутренних коррупционных проявлений и прочих негативных факторов, способных нанести материальный или репутационный ущерб, в ходе осуществления уставной деятельности реализуются соответствующие мероприятия в сфере закупок.
    В организациях обеспечен контроль соблюдения установленного регламента согласования закупочной документации в системе электронного документооборота. Внедрены разработанные типовые формы закупочной документации. Ведется работа по настройке программного функционала, ограничивающего права пользователей, участвующих в согласовании закупочной документации. С целью повышения эффективности функции закупочных подразделений организованы регулярные мероприятия по их правовому просвещению и повышению квалификации.
    Организован мониторинг закупочной деятельности, доведение до всех деловых партнеров возможности сообщать на этапе размещения заказа о фактах коррупции, иных нарушениях. Обеспечено включение во все заключаемые договоры антикоррупционной оговорки, информирование контрагентов о реализуемых в организациях Московского транспорта мерах по противодействию коррупции.
    В организациях Московского транспорта на регулярной основе проводятся мероприятия по переоценке коррупционных рисков во всех структурных и обособленных подразделениях, предусмотрена актуализация карты коррупционных рисков и выработка корректирующих действий по их минимизации.
  5. Напрямую коррелирует с оценкой рисков пятое направление – обязательная проверка деловых партнеров, призванная исключить взаимодействие с недобросовестными контрагентами.
    Действующее, например, в АНО «МДТО» Положение о комплексной проверке деловых партнеров под комплексными проверками подразумевает процедуру, осуществляемую уполномоченными работниками Дирекции, направленную на выявление и минимизацию рисков при взаимодействии с деловыми партнерами.
    Ее проведению предшествует получение от потенциального делового партнера заполненной им анкеты установленной формы, являющейся базовым источником информации для последующей проверки, с одновременным доведением до партнера требований Антикоррупционной политики и Кодекса поведения делового партнера. Сама комплексная проверка проводится на стадии согласования проекта договора либо соглашения. Она призвана ответить на вопрос соответствия потенциального делового партнера критериям, установленным локальными нормативными актами Дирекции и законодательством Российской Федерации.
    В проверке участвует 4 структурных подразделения в соответствии с определенной компетенцией – Правовое управление, Отдел безопасности, Финансовое управление и Управление комплаенса.
    Последнее проводит комплаенс-проверку, в ходе которой дается оценка отсутствию конфликта интересов, непривлечению потенциального делового партнера к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, внедрению им системы менеджмента противодействия коррупции, отсутствию репутационных рисков в части коррупции, мошенничества и т.п., а также наличию прямых или косвенных связей делового партнера с работником Дирекции и (или) с публичным должностным лицом, которые могли бы создать угрозу коррупционных нарушений.
  6. Горячая линия и внутренние проверки. Для всех организаций Московского транспорта действует единая горячая линия, обеспечивающая прием всех обращений по вопросам противодействия коррупции, в том числе на условиях анонимности. Каждое поступившее сообщение фиксируется и тщательно рассматривается. Сведения о возможных коррупционных нарушениях являются основанием для проведения внутренних проверок.
  7. Меры поощрения и дисциплинарных взысканий. Отраслевая программа внедряется путем активного применения мер поощрения (стимулов для руководителей и работников за выполнение программных задач), с одной стороны, и мер наказания (привлечение к ответственности за нарушения антикоррупционного и трудового законодательства, кодекса деловой этики и поведения, корпоративных политик и процедур), с другой. Для этих целей разработаны и приняты соответствующие локальные нормативные акты.
  8. Мониторинг и тестирование. Как и любая другая, Отраслевая программа требует постоянного мониторинга эффективности реализации. Это позволяет на периодической основе подтверждать результативность внедренных процедур и внутренних контролей, а также их соответствие коррупционным рискам и их уровням.
    Ответственными структурными подразделениями организаций Московского транспорта на постоянной основе осуществляется мониторинг системы менеджмента противодействия коррупции на предмет ее достаточности для эффективного управления коррупционными рисками, с которыми сталкиваются данные организации. Итогом мониторинга является ежегодный отчет о результативности функционирования системы, предоставляемый руководителю организации. Результатом анализа системы менеджмента противодействия коррупции со стороны руководителя являются принятые им решения относительно возможностей постоянного улучшения системы.
  9. Интеграция подведомственных организаций, дочерних и зависимых обществ. Ее цель – создание единой системы противодействия коррупционным правонарушениям, снижение коррупционных рисков и внедрение принципов деловой этики.
  10. Внешняя независимая оценка. Этот вопрос неизбежно встает, когда у организации, завершившей внедрение всех или некоторых элементов Отраслевой программы, возникла потребность в объективной оценке результатов проделанной работы и достигнутой эффективности.
  11. На последнем, одиннадцатом направлении остановимся отдельно.
    Обучение является основополагающим элементом Отраслевой программы, которое создает общую информационную базу для всех работников, сталкивающихся с риском коррупции.
    Отраслевая программа предполагает разнообразие стилей и подходов к обучению в зависимости от уровня должности и уровня комплаенс-рисков по различным направлениям деятельности.
    Обучение работников со средним и низким уровнем риска (чья деятельность не связана с распоряжением денежными средствами, товарно-материальными ценностями и другим имуществом), охватывает следующий круг вопросов:
    обязательства руководства и положения кодекса деловой этики и поведения;
    понятие коррупции в целом, ее сути, видов и форм;
    действия работников в случае коррупционного правонарушения.
    Работникам с высоким уровнем коррупционного риска (работники контрактной службы, лица, наделенные правом подписи финансовых документов и т.д.), помимо вышеуказанного, дополнительно раскрываются:
    требования применимого законодательства в отношении установленной ответственности за коррупционные правонарушения;
    основные элементы системы антикоррупционного комплаенса и направления Отраслевой программы.
    Особое внимание в процессе обучения уделяется его формам.
    Отраслевая программа предполагает их разнообразие – от традиционных учебных занятий, тренингов, круглых столов и тестирования до проведения деловых игр с элементами соревнования, способствующих усвоению материала, передаваемого в игровой форме. При этом активно применяется как внутренние обучающие мероприятия, так и внешнее обучение – курсы повышения квалификации, специализированные профессиональные семинары, круглые столы и конференции.
    Неотделимым «спутником» обучения являются коммуникации, в которые включаются напоминания и справочные материалы по стимулированию вовлеченности работников в противодействие коррупции и соответствие этическим принципам.
    Для коммуникации используются различные каналы – от печатной и сувенирной продукции до электронных рассылок, цифровых антикоррупционных библиотек и специализированного программного обеспечения.
    Следующим крайне важным этапом развития Отраслевой программы является ее масштабная цифровизация.
    Для организаций Московского транспорта разработана единая цифровая антикоррупционная комплаенс-платформа, представляющая из себя программный комплекс, направленный на автоматизацию системы комплаенс-менеджмента. Данное цифровое решение позволит унифицировать многочисленные административные процессы, сделать их прозрачными и эффективными, объединить в единый информационный контур организации Транспортного комплекса Москвы, обеспечив одновременную защиту конфиденциальных сведений и персональных данных.
    В настоящее время осуществляется внедрение прототипа в практическую деятельность организаций Московского транспорта.
    Интеграция инновационных практик в бизнес-процессы, прежде всего, призвана минимизировать коррупционные риски, нивелируя влияние человеческого фактора. Идеальная модель поведения, переведенная на «машинный» язык, является по своей сути эталонным примером «служения» искусственного интеллекта противодействию коррупции.
    Избранный отраслевой подход позволяет определить основные критически важные участки, в нашем случае в транспортной сфере, которые требуют особого внимания и детализированной проработки с точки зрения принятия антикоррупционных мер.