Формирование этики неприятия коррупции в коммерческой организации на примере ОАО «РЖД»

59
С.К. Илий, кандидат юридических наук, доцент,  руководитель проектной группы по антикоррупционной пропаганде  АНО «Центр Желдорреформа», г. Москва.

Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является задача по изменению общественного сознания, созданию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции. Решение этой задачи возможно, прежде всего, путем планомерного развития этических, нравственных норм, формирования антикоррупционной культуры[1].

Очевидно, что коррупционные правонарушения представляют угрозу не только для государства, общества и граждан, но и для бизнеса. При этом помимо материального ущерба, риска юридической ответственности и штрафных санкций коррупция влечет существенные репутационные издержки для юридических лиц. Исходя из этого, а также в силу требований федерального законодательства[2] организации разрабатывают и предпринимают меры по предупреждению коррупции.

Вместе с тем очевидно, что любые реализуемые в организациях меры, направленные на предупреждение коррупции, будут недостаточно эффективны если сформировавшиеся в трудовом коллективе убеждения, моральные ценности допускают толлерантное отношение к коррупции. В крайних случаях, при низком уровне правосознания работников коррупционные практики иногда рассматриваются, как вполне приемлемые и даже одобряемыми коллегами, как одно из конкурентных преимуществ. Развенчивание подобных ложных стереотипов, преодоление правового нигилизма и формирование в конечном итоге этики неприятия коррупции в организации являются непременными условиями создания благоприятных предпосылок для минимизации коррупционных проявлений.  

Формирование этики неприятия коррупции базируется на повышении уровня правовой культуры. Правовая культура диктует каждой отдельной личности принципы законопослушного поведения, а коллективу – систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие уважение к праву и законности как ценностной установке.

При этом правовая культура предполагает не только уважение авторитета права и законопослушное поведение, но и достаточное знание работниками юридических норм, умение и навыки пользоваться нормативными правовыми актами в практической жизни. Это обуславливает необходимость систематического правового просвещения и воспитания работников, доведения до них актуальной нормативно-правовой базы противодействия коррупции, прежде всего локальных актов.

В качестве примера можно привести опыт ОАО «РЖД», где одним из принципов антикоррупционной политики является непрерывное информирование работников и ассоциированных лиц о деятельности в области противодействии коррупции. В компании реализуется комплекс просветительских и образовательных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного корпоративного правосознания, который включает в себя:

обязательное ознакомление всех работников с нормативными документами;

организацию обучения работников как в очно-заочной форме, так и с использованием систем дистанционного обучения;

подготовку и распространение антикоррупционных памяток, брошюр, буклетов, плакатов;

проведение корпоративных школ передового опыта;

участие с антикоррупционной повесткой в различных отраслевых конференциях и семинарах;

организацию корпоративных мероприятий антикоррупционной направленности;

подготовку пресс-релизов, публикаций и видеосюжетов по антикоррупционной тематике для распространения с помощью внутрикорпоративных коммуникационных систем (официальный сайт ОАО «РЖД», Антикоррупционный портал в корпоративной сети, газета «Гудок», корпоративный телеканал «РЖД ТВ» и др.).

Для активизации работы по продвижению этических основ ответственного антикоррупционного поведения принята Комплексная программа антикоррупционной пропаганды в холдинге «РЖД» на 2021–2023 годы, основная цель которой заключается в формировании этических норм, исключающих коррупцию, создание в холдинге «РЖД» культуры неприятия коррупции, атмосферы недопустимости коррупционных проявлений в любых видах. В соответствии с упомянутой Комплексной программой была образована проектная группа по антикоррупционной пропаганде в составе пяти штатных единиц.

В своей работе основные усилия группа сосредоточила на разработке материалов антикоррупционной пропаганды, их распространении, организации мероприятий антикоррупционной направленности и формировании сообщества неравнодушных, инициативных работников компании.

Материалы антикоррупционной пропаганды создаются в едином, узнаваемом стиле в разных форматах:[3] памятки, буклеты, плакаты, листовки, брошюры, путеводители, методические рекомендации, календари, блокноты, папки, сувенирная продукция и др.

Большой объем принятых в ОАО «РЖД» нормативных документов по вопросам противодействия коррупции (около тридцати) и ранее разработанных методических материалов адаптирован для неподготовленной аудитории. Составляются руководства на доступном языке отдельно для ответственных за антикоррупционную работу на местах, отдельно для руководителей и работников, на которых распространяются ограничения.

При этом материалы антикоррупционной пропаганды максимально приближены к конкретным жизненным ситуациям, без ухода в излишнее теоретизирование, излагаются доступным языком без использования сложных юридических терминов. Задача памятки донести до неподготовленной аудитории наиболее значимую информацию в максимально доступной и привлекательной форме. Очевидно, что для этого приходится многие положения нормативных правовых актов упрощать и сильно сокращать. Вместе с тем в материалах антикоррупционной пропаганды не должно быть юридических искажений и двусмысленного толкования. По возможности в них включаются ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов, а также QR-коды, позволяющие ознакомиться с соответствующими распоряжениями на официальном сайте компании.

Помимо разработки качественных материалов антикоррупционной пропаганды не менее важным являетсмя их распространение, доведение до каждого работника компании. Для популяризации существующих стандартов антикоррупционного поведения и расстановки акцентов в проблемных вопросах используются различные доступные каналы распространения информации. В первую очередь печатная продукция рассылается по подразделениям и филиалам с соответствующими сопроводительными письмами. На местах информация размещается на разработанных в едином дизайне стендах #РЖДБЕЗКОРРУПЦИИ и инфопанелях.

В электронном виде материалы антикоррупционной пропаганды размещаются на официальном сайте ОАО «РЖД»; Антикоррупционном портале в корпоративной сети и Каталоге носителей фирменного стиля Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД».

Наряду с печатной и сувенирной продукцией антикоррупционная пропаганда осуществляется также посредством изготовления и распространения в холдинге видеороликов в различных форматах:[4] новостные, видеоинтервью, анимированные, сюжетные и др.

Налажено взаимодействие с корпоративными СМИ. В газете «Гудок» и газетах 16 железных дорог регулярно выходят материалы, освещающие антикоррупциогнную работу в холдинге, публикуется инфографика по вопросам предупреждения коррупции. На корпоративном РЖД-ТВ периодически выходят сюжеты антикоррупционной направленности.

Ежеквартально формируется и распространятеся альманах «Антикорр»,  с актуальной информацией по вопросам противодействия коррупции. Альманах состоит из следующих разделов: тема номера; прямая речь; нормативная база предупреждения коррупции; тематические мероприятия; экспертное мнение; аналитика; новости с дорог; дайджест СМИ; коррупционные инциденты; антикоррупционный комикс; материалы антикоррупционной пропаганды; антикоррупционная видеотека.

Важным направлением работы является организация и участие в мероприятиях антикоррупционной направленности, а также имплементация антикоррупционной повестки в иные мероприятия, организуемые в холдинге. Для этого выстроены хорошие рабочие контакты с рядом подразделений и дочерних обществ холдинга.

Одной из форм антикоррупционного просвещения является проведение различных видов учебных занятий (бесед, лекций, семинаров, практических занятий) по вопросам противодействия коррупции, как очно, так и в онлайн режиме.

Для стимулирования самостоятельного изучения работниками компании,  основ антикоррупционного законодательства и локальных нормативных актов проводятся тестирования или иные методы оценки знания положений соответствующих документов.

Большое внимание уделяется работе с молодежью, как совместно с Центром молодежных проектов (наставничество, тематические кейсы и квизы, слеты, вебинары), так и с Российским университетом транспорта (МИИТ) (встречи со студентами, круглые столы, внедрение антикоррупционной тематики в ежегодный конкурс «Юридическая осень», организация Антикоррупционных чтений, конкурсов).

Ведется деятельность по созданию Сообщества «Антикорр», объединяющего неравнодушных работников компании в целях развития культуры неприятия коррупции на местах через открытое обсуждение, лидерство и неформальное общение работников ОАО «РЖД».

В целях получения обратной связи и своевременной корректировки антикоррупционных мероприятий проводятся консультации, интервью с работниками компании, а также ежегодно организуются независимые социологические исследования с выборками от 5 тыс. человек и более.

Вся эта деятельность в конечном итоге подчинена цели формирования в холдинге культуры неприятия коррупции, атмосферы недопустимости коррупционных проявлений в любых видах.


[1] Распоряжение ОАО «РЖД» от 24 февраля 2015 г. № 472р «Об утверждении антикоррупционной политики ОАО «РЖД» // URL: https://company.rzd.ru/ru/9349/page/105554?id=675#5954 (дата обращения: 27.02.2023).

[2] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (статья 13.3) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ч. 1. Ст. 6228.

[3] С материалами антикоррупционной пропаганды, разработанными в компании, можно ознакомиться на официальном сайте ОАО «РЖД»: https://company.rzd.ru/ru/9349/page/105554?id=675#6033.

[4] С антикоррупционными роликами ОАО «РЖД» можно ознакомиться на сайте корпоративного телевидения РЖД ТВ: https://rzdtv.ru.